История семьи Вяхи: Сплоченной общине любые проблемы нипочем
Наша школа растет
С каждым годом наша школа становится все больше, но мы хотим сохранить атмосферу уютной общинной школы, члены которой знают друг друга, здороваются при встрече и организуют совместные праздники. Поэтому семьи учеников играют важную роль в жизни школы: родители помогают проводить мероприятия, готовят классы к новому учебному году, делают видео- и фоторепортажи о наших буднях и многое другое.
Мы отмечаем достижения
В Открытой школе мы каждый месяц празднуем успехи учеников и учителей. Мы награждаем за умение преодолевать свои страхи и выходить из зоны комфорта, за неравнодушие к проблемам одноклассников, за смелость высказывать свое мнение, трудолюбие и стремление к знаниям. В этом блоге вы прочтете истории семей общины и работников школы. Надеемся, что, помимо радости узнавания, они дадут пищу для размышлений и темы для дальнейших обсуждений.
Истории Открытой школы
Сегодня мы познакомимся с семьей Вяхи, которая связана с нашей школой на нескольких уровнях.
Аннабель (11 лет) учится в 5 классе Открытой школы. Это жизнерадостная, активная, творческая и предприимчивая девушка — она никогда не сидит сложа руки. Обожает природу и с трех лет мечтает о том, чтобы купить хутор и жить посреди леса. Успешно занимается стрельбой из лука, любит выращивать растения.
Руубену пять лет, он еще ходит в садик, но скоро присоединится к Открытой школе. Фанат Lego; громкий, веселый, обаятельный сердцеед.
Глава семейства Тынис (36 лет) преподает в нашей школе в третьих классах математику, ведет практикум для седьмого класса и математический кружок для второй школьной ступени, организует замены. В свободное время играет во флорбол (хоккей в зале) и настольные игры.
Мари-Лийс (34 года) преподает математику на второй школьной ступени. Уверена, что самое важное — это сделать так, чтобы дети шли на урок с радостью. Мари-Лийс обожает рукодельничать.
Всеобщему любимцу бостонскому терьеру Йозепу три года. Он настоящий друг и неисчерпаемый источник радости для всех членов семьи.
Приятного чтения! Если у вас появятся вопросы, которые вы хотели бы задать другим семьям Открытой школы, то ждем их на адрес sandra.jarv@avatudkool.ee.
Здравствуйте, давайте знакомиться!
Почему вы решили присоединиться к коллективу Открытой школы?
Мари-Лийс: До этого я работала в других школах и со стороны наблюдала, как идут дела у дочки и сколько всего интересного в Открытой школе делают. В какой-то момент я поняла, что настало время двигаться дальше, и захотела сменить школу. Как говорят, «просите, и дано будет вам» — в Открытой школе как раз требовался учитель математики.
Вот такое счастливое стечение обстоятельств, чему я безмерно рада.
Тынис: Мари-Лийс попросила меня помочь в проведении занятий в математическом клубе. Я был благодарен за оказанное доверие и принял предложение. По ходу дела мне пришлось пару раз подменять Мари-Лийс. Так все и началось. Затем замена понадобилась и другим учителям. Сперва я заменял несколько уроков, потом нужна была замена на более длительный период, пока один учитель отсутствовал. После этого я почувствовал, что мне эта работа и школа подходят и я готов к долгосрочным отношениям с Открытой школой.
Насколько на вашу работу влияет то, что это школа с языковым погружением, что в одном классе учатся дети с разным родным языком?
Мари-Лийс: Я преподаю математику на второй школьной ступени и должна признать, что по большей части язык особой роли не играет. Русскоязычные дети очень хорошо владеют эстонским. Да, бывают случаи, когда ребенок не до конца понимает то, что я говорю всему классу, но в такие моменты на помощь приходят его одноклассники. На уроках мы в основном говорим на особенном, математическом, языке, который эстоноговорящим детям нужно учить в той же мере, что и русскоговорящим.
Тынис: В третьем классе вопрос языка стоит более остро, но, к счастью, дети поддерживают друг друга — переводят, направляют. Я с радостью наблюдаю за тем, как благодаря разнообразию культур дети легко общаются друг с другом, учатся быть терпимее, понимают, что в мире множество разных людей. Безусловно, это отличает Открытую школу от обычных школ.
Мари-Лийс, насколько по-другому ты преподаешь в Открытой школе по сравнению с т. н. обычной школой?
Мари-Лийс: Иногда кажется, что здесь нужно преподавать совсем по-другому, но при этом меня не покидает ощущение, что я делаю все так же, как и на предыдущей работе. Дети есть дети: перед ними нужно ставить цели, предлагать им интересные упражнения, обговаривать с ними правила поведения на уроке, поощрять их, чтобы они не боялись на уроке ошибаться. Подобные вещи важны в любой школе. Я очень люблю сама создавать учебные материалы — неважно, работаю я в Открытой школе или какой другой. Основные принципы работы учителя остаются теми же.
Конечно, если и несколько аспектов, которые разительно отличаются. В Открытой школе на уроке меньше учеников, плюс у учителя куда больше возможностей претворять в жизнь свои грандиозные замыслы. Руководство школы всегда поддерживает новые идеи и предложения. Я вижу, что к моему мнению прислушиваются. Здесь я не только веду уроки, здесь я могу реализовывать проекты, которые улучшают обучающую среду и школьную жизнь.
Почему для Аннабель вы выбрали именно Открытую школу?
Когда мы впервые услышали о том, что создается инновационная школа, мы пошли на инфодень. Больше всего нам запомнилась мысль о том, что здесь ребенок сможет выучить несколько языков. Важным показалось и то, что в Открытой школе применяют проектное обучение и особое внимание уделяется математике и естественным наукам.
Когда я училась в школе, чаще всего у нас не было языковой практики, так как не было соответствующей среды, где можно было бы каждый день использовать полученные знания. Поэтому в этом плане Открытая школа показалась нам идеальным местом.
Также мы очень ценим осознанное отношение к разным культурам: ребенок с раннего возраста знает по собственному опыту, что в одном классе могут учиться дети из семей разного происхождения. Такого в т. н. обычной школе нет. Мы хотели, чтобы Аннабель понимала, насколько разные люди живут в этом мире и что отличия только обогащают наше общество.
Какой был самый сложный момент за время вашей работы в Открытой школе?
Тынис: Когда я впервые должен был сам провести урок. До этого я с целым классом никогда не работал, так что поначалу было очень сложно. Ты начинаешь сомневаться, примут ли тебя дети, особенно, когда ты учитель на замену. Теперь, когда я уже на постоянной должности, я намного увереннее в себе и иду на урок с радостью.
Мари-Лийс: Было здорово наблюдать со стороны, с каким наслаждением и самоотдачей Тынис относится к роли контактного учителя и насколько быстро он привык к этой роли. Он каждый день ждал встречи со своими учениками, знал все о их проблемах, делил с ними радостные моменты. По-моему, он просто создан для роли контактного учителя.
Стоит вспомнить и самый яркий опыт на работе в Открытой школе.
Тынис и Мари-Лийс: Больше всего нас вдохновляет потрясающий школьный коллектив. Тебя поддерживают, никто не остается наедине со своими проблемами, всегда можно попросить о помощи, и тебе ее окажут.
Учителя здесь прогрессивные, они обожают преподавать, и это заразительно. И, конечно, так здорово наблюдать за тем, как ученики помогают друг другу — переводят, объясняют, сами берут инициативу в свои руки.
Насколько сильно вы боялись того, что ваш ребенок будет учиться на другом языке? Как у Аннабель обстоят дела с русским языком?
Как это ни странно, но у нас не было никаких страхов относительно обучения на другом языке. Модель Открытой школы продумана, поэтому мы не беспокоились на этот счет.
Сами мы русский язык не очень хорошо знаем, поэтому немного переживали, сможем ли при необходимости поддержать ребенка. Но, к счастью, эти опасения быстро улетучились. Аннабель хорошо справляется. Сама она, конечно, считает, что дела у нее идут не очень, но учителя положительно отзываются о ее успехах. Просто так дома она на русском не говорит, но были ситуации вне дома и школы, когда ей пришлось объясняться на русском, и она справилась. Самое важное, что подобные ситуации не пугают Аннабель и она осмеливается говорить на неродном языке.
Как отнеслись ваши бабушки-дедушки/знакомые к тому, что вы решили отдать детей в Открытую школу?
Сперва, конечно, пришлось объяснять, что это за школа такая и что языковое и проектное обучение означают. Мы смогли аргументировать свой выбор, поэтому никто противодействовать не стал.
Брат Аннабель Руубен точно пойдет в Открытую школу, потому что наша семья убедилась, что ее модель работает. Это инвестиция в будущее. Мы видим, что чем дальше, тем больше нужны независимо мыслящие люди, которые способны успешно действовать в разных средах и приспосабливаться к различным условиям.
Всему этому, безусловно, способствуют дни самостоятельного обучения, которые регулярно проходят в нашей школе. Вначале учеников обучают тому, как самостоятельно учиться. Благодаря полученному опыту в дальнейшем они без проблем могут самостоятельно работать в разных обучающих программах.
Если бы ваша семья могла изменить в Открытой школе одну вещь, то что бы это было и почему?
Как родители и учителя мы бы хотели, чтобы физическое пространство школы соответствовало всему тому прекрасному, чему здесь обучаются.
Если сравнить Открытую школу с вашим школьным временем, то чем она больше всего отличается?
Самое большое отличие — это то, что в Открытой школе применяют метод проектного обучения, чему наша семья безумно рада. Так здорово наблюдать, как ребенок в течение семи недель работает во имя достижения конкретной цели: он понимает, зачем он что-то изучает и чего должен достичь.
Помимо этого, проекты развивают творческий подход и самостоятельность, потому что зачастую ученик может сам выбирать, какой конечный продукт он делает. Он применяет теорию на практике, реализуя интересные ему идеи.
Что самое важное об Открытой школе вы хотели бы рассказать всем родителям Эстонии?
В Открытой школе академические знания дети получают через проектное обучение и изучение отдельных предметов. Также здесь развивают социальные и эмоциональные навыки учеников. Все эти темы образуют единую систему, их комбинация способствует разностороннему развитию ребенка.
Самый удивительный случай\история\событие, какой был у вашего ребенка во время учебы в Открытой школе?
Мари-Лийз: Как родителю мне больше всего запомнился момент, когда я открыла Stuudium и прочитала в описании урока следующее: «Тема урока: вязали крючком тонкую кишку для Юлиуса». До сих пор с теплом вспоминаю то чувство, которое у меня в тот момент возникло.
На всякий случай уточню: это был проект, на котором изучали тело человека. В рамках проектов часто объединяют несколько предметов — так на технологии дети вязали для манекена Юлиуса кишку.
Здорово, когда родителей приглашают на презентацию конечного продукта. Невозможно не испытывать чувство гордости, когда видишь, сколько дети трудились над своим проектом и как они сами гордятся своим результатом.
Что бы вы хотели сказать всем семьям Открытой школы, что помогло бы в наше неспокойное время сохранить хорошее настроение?
Сплоченной общине любые проблемы нипочем.