Интервью с родителями Открытой школы

Фото: Каарел Тигас

Поскольку наша школа — общинная, то важную роль в её работе играет готовность родителей приспосабливаться к новой системе и поддерживать наши начинания. В связи с приёмом новых учеников 2018/2019 учебного года мы решили узнать, что думают о работе школы родители наших учеников и попросили их вспомнить, как они выбирали школу и что советуют семьям будущих учеников. На вопросы отвечали Марис Йыгева (синий класс), Дарья Гюнтер (синий класс), Хелени Пракс (жёлтый класс) и Юлия Григорьева (синий класс).

Почему вы выбрали именно Открытую школу?

Хелени Пракс: «Для нашей семьи при выборе школы было важно, чтобы школа была рядом с домом и многоязычная».

Юлия Григорьева: «Прошлой осенью мне попалась информация о том, что Открытая школа набирает детей в кружки по интересам. Мне очень понравилось то, что детки с разными языками будут заниматься вместе. У нас русскоязычная семья, ребенок ходил в русский садик. Нам с мужем понравилась идея познакомить сына с другими языками через участие в таком кружке. Далее руководство проекта устроило собрание для родителей и презентовало свою идею нового вида школы. Они сообщили, что первый набор будет на 2017-2018 учебный год. Нам с мужем очень понравилась одна из основных концепций Школы, которая гласит, что детей надо учить не каким-то знаниям и умениям, а их надо учить учиться и любить этот процесс. Если ребенок умеет и любит учиться, то у него все получится! Понравилась идея более свободного и креативного подхода к обучению, понравилось расписание учебного дня, идея двуязычного и в дальнейшем трехязычного учебного процесса. Воодушевил энтузиазм команды учредителей».

Марис Йыгева: «Я выбрала Открытую школу для своего ребёнка, потому что я разделяю ценности этой школы и вижу, что действия и решения школы поддерживают эти ценности. Кроме этого, новые начинания, которые подготовлены тщательно и созданы с убеждением и страстью, очень вдохновляют и обычно получаются. Великолепно то, что я могу быть частью процесса. Открытое общение создателей школы тоже вызывает доверие — руководители знают, что и зачем они делают».

Дарья Гюнтер: «Когда я родила ребёнка, то сразу появились тревожные мысли насчет школы, ведь время быстро идёт. Обычные школы меня не особо устраивали, а «элитные» системы я считаю угнетающими для детей. Я мечтала, чтобы появилось что-то идеальное: школа, которая на первое место ставила бы интересы ребёнка; которая давала бы не только знания, но и учила жизни, позволяла развиваться всесторонне, но не принуждая, а прививая интерес к учебе и знаниям. Честно сказать, я была уверена, что такие школы появятся в нашей стране, но лет через 20. Когда я случайно узнала об Открытой школе, которая должна была открыться как раз, когда моя дочь идет в первый класс, я была позитивно удивлена. Мои прогнозы приятным образом не оправдались! Я даже не раздумывала, поговорила с мужем, вместе мы взвесили все риски и исключительно на интуиционном уровне почувствовали, что вот оно! Это — школа мечты!»

Как вы готовились к учебному году?

Фото: Дарья Гюнтер

Хелени Пракс: «До начала учебного года мы с сыном читали вместе разные книги».

Дарья Гюнтер: «Подготовка к школе весной была довольна размытая, так как конкретики было мало на тот момент. Информация распространялась, но довольно медленно, что абсолютно нормально для новой школы! Поэтому пришлось запастись терпением и слепым доверием — в этом и состояли основные риски. Летом дела резко улучшились, были получены письма о собраниях, информационных днях, толоках. И стало легче! Когда ты знаешь, что дело не стоит на месте и школа действительно открывается, то понимаешь, что ты не зря поставил крестик на приглашение от муниципальной школы. В августе работа кипела не только у работников школы, но и у родителей и детей.

Марис Йыгева: «На самом деле мы не делали ничего особенного для подготовки к школе, потому что в нашей семье есть и другие школьники, что делает для нас процесс перехода из детского сада в школу совершенно естественным для детей и родителей. Логистика и школьные принадлежности для нас — дело повседневное. В семье мы обговорили, как можем поддержать ребёнка, когда он будет привыкать к новому распорядку».

Юлия Григорьева: «На момент первого сентября сыну должно было быть всего 6 лет и 3 месяца. По этой причине нам было необходимо пройти собеседование на готовность ребёнка к школе с психологом и в независимой комиссии. В принципе, это было единственной подготовкой к школе. Открытая школа заявляла, что ребенок, который идёт в первый класс, не должен обладать какими-то специальными знаниями и навыками. Лето у сына была свободным, я не старалась как-то подготовить его к школе. Мы с мужем только говорили с сыном на тему, что вместо сада его ждёт школа, что его школа будет не совсем обычная, и рассказывали, чем она отличается от традиционной. Сын был воодушевлён предстоящими в его жизни переменами».

Какое самое яркое впечатление в связи со школой на данный момент?

Фото: Каарел Тигас

Хелени Пракс: «До сих пор мы с теплом вспоминаем семейный день, который состоялся до начала учебного года».

Дарья Гюнтер: «На данный момент самое яркое впечатление связано с проектным обучением. В рамках проектов дети посещают различные заведения, ходят на экскурсии, принимают гостей. Таких мероприятий с каждой неделей становится все больше, что безусловно впечатляет, поскольку это и есть ежедневное «Обучени жизни» (назовем это так), которого к сожалению не хватает в традиционных школах. В обычной школе также больше домашних заданий, коих даже больше, чем классных заданий. В Открытой школе в начальных классах домашних заданий нет! Иногда нас просят на что-то обратить внимание — например, побольше читать для плавного чтения. Но это скорее рекомендации для родителей, и насколько эти рекомендации будут приняты, дело исключительно личное. Таким образом, дети по окончанию учебного дня либо отдыхают и живут обычной детской жизнью, либо ходят на кружки и занимаются спортом. Лучших результатов можно добиться тогда, когда школа работает над обучением ребенка с помощью семьи, и наоборот».

Юлия Григорьева: «Самое позитивное моё впечатление заключается в том, что ни разу от сына я не слышала жалоб, что он не хочет идти в школу».

Что ваш ребёнок говорит о школе?

Фото: Хелени Пракс

Хелени Пракс: «Сыну нравятся одноклассники и учителя».

Марис Йыгева: «Для ребёнка посещение школы — новый опыт и то, что происходит с ним в течение дня — это обычный школьный день. Он рассказывает о том, что его затронуло — о друзьях и отношениях, о впечатлениях от групповых работ, удивительных новых фактах или мыслях, которые возникли днём».

Дарья Гюнтер: «Ребенку очень нравится ходить в школу несмотря на то, что половина обучения на неродном языке, которым еще пока не владеет. Смягчает эту обстановку только то, что тяжело сейчас всем: и русским ученикам из-за обучения на эстонском, и эстонским ученикам из-за обучения на русском, и персоналу школы, которые изо дня в день работают во имя того, чтоб донести информацию и знания именно тем способом, как было задумано! Языковые сложности перекрываются всеми остальными деятельностями, от которых ребенок в полнейшем восторге. У нас в окружении есть родственники и друзья с детьми и мы видим, что настроение детей из обычных школ и «наших» детей сильно отличается».

Юлия Григорьева: «Сын делится со мной впечатлениями от уроков, проектной работы и рассказывает о своих взаимоотношениях с одноклассниками».

Что вам больше всего нравится в Открытой школе?

Хелени Пракс: «Больше всего нравится многоязычие. Отдельно хотелось бы похвалить учителя-мужчину, который работает в группе продлённого дня. Он очень заботлив и относится к детям, как родной отец».

Марис Йыгева: «Нравится отношение персонала школы и их стиль сотрудничества. О проблемах и заботах говорят и пытаются найти им решение, предложения выслушивают и принимают во внимание. На вопросы мы получаем ответы. Нравится также и отношение к детям и учебному процессу — дети все разные и учатся при помощи разных методов, получая пользу для себя. К примеру, я очень рада, что в первые месяцы ребёнок стал увереннее и смелее, научился гораздо последовательнее выражать свои мысли. Нравится, что школа осознанно занимается развитием социальных навыков и связанных с ними компетенций».

Дарья Гюнтер: «В Открытой школе больше всего нравится позитивный и спокойный настрой педагогов. Я уверена, что руководству школы было непросто найти людей, которые не только полностью поддерживают новую неокрепшую систему, но при этом также готовы обучать всех детей (и сложных, и особых) совершенно новыми для нашей страны способами. Низкий поклон!»

Юлия Григорьева: «Нам нравится, что школа устраивает для детей различные экскурсии и приглашает гостей согласно темам уроков. Например, сейчас ребята проходят тему «мой город». В рамках этой темы говорят и о безопасности в городе, а приглашенными гостями были полицейские, которые поговорили с ребятами о правилах дорожного движения и поведения на улицах города. Мне кажется, что деткам очень легко и интересно воспринимать информацию в таком формате».

Что бы вы посоветовали иметь в виду при выборе Открытой школы?

Фото: Каарел Тигас

Хелени Пракс: «Стоит учитывать то, что в школе много дополнительных занятий и объявлений, которые частично русскоязычные, отчего например мне было сложнее привыкнуть».

Марис Йыгева: «Учебно-воспитательные методики отличаются от традиционных и это требует большого доверия и открытости от родителей. Общение на двух языках для нас в новинку — это и для нас вызов, благодаря которому растёт наше понимание».

Дарья Гюнтер: «Сложно советовать, что иметь в виду при выборе школы. По моим наблюдениям, у людей разные запросы и ожидания к школам. Я точно знаю, что есть люди, которым главное получить наивысшие академические результаты, чтобы ребёнок без труда поступил в лучшие ВУЗы. По этой причине они решают отдать детей в «элитные» школы, даже зная, что учиться там сложно. Это один из возможных вариантов и у людей есть полное право на такой выбор. У многих людей другие приоритеты: интересное обучение, абсолютное знание всей программы на двух языках, обучение жизненным навыкам и введение в курс современных тенденций на рынке труда, знание прогроммирования с «молодых ногтей», обучение иностранным языкам носителями языка. Важно понимать, что всё перечисленное отнюдь не исключает высоких академических результатов, ведь когда детям интересно учиться и получать знания, они впитывают знания до последней капли. Это делает их выокообразованными людьми, перед которыми открыты двери любых ВУЗов! Если Вы из второй категории родителей, то лучше рассматривать Открытую школу и подобные ей школы, когда они начнут появляться».

Юлия Григорьева: «Стоит помнить, что это эксперимент и что у занимающихся этим проектом людей еще нет опыта. Они только нарабатывают опыт, так что о результатах и успешности можно будет судить только через несколько лет. Пока это смелая идея, которую двигают очень энергичные и смелые люди. Спасибо им за это!»